Одной из важнейших составляющих справочно-библиографической работы библиотеки является выполнение читательских запросов (справок). Кажущаяся достаточно простой эта работа требует высокой квалификации библиотечного работника. С одной работы, библиографическое обслуживание читателей требует от библиотекаря постоянного совершенствования его профессиональных знаний, навыков, а с другой стороны, растущие потребности в информации ставят перед библиографом (библиотекарем) задачу постоянного поиска новых информационно-библиографических ресурсов, подготовки и доведения до читателя необходимой информации. Активное освоение электронных информационных ресурсов становиться главной профессиональной необходимостью работников библиотеки, а электронные виды библиографического поиска более эффективны. В библиотеках сложилась определенная система часто выполняемых видов библиграфических справок - тематическая, уточняющая, адресная, фактографическая.
СПРАВКА - ответ, содержащий библиографическую или фактографическую информацию, найденную в ходе библиографического поиска и соответствующую запросу читателя.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА (ТСБ) - содержит библиографическую информацию по определенной теме. Такие справки составляют от 50% до 80% от всех библиографических запросов, выдаваемых библиотекой за год. Тематическая справка выполняется в несколько этапов: прием запроса, изучение темы запроса, определение круга источников, непосредственно библиографический поиск, отбор и группировка материала, оформление справки. Выделяют несколько категорий сложности тематических справок в зависимости от целевого назначения справки, характера используемых источников, принципов отбора литературы, объема выданной библиографической информации. Одной тематической справкой считается перечень библиограической информации по одной теме, при условии, что библиотекарь ведет поиск литературы самостоятельно или совместно с пользователем.
УТОЧНЯЮЩАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА (УБС) - устанавливает или уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены. В библиографической эвристике такую работу называют "поиском недостающего звена". Уточняющие запросы считаются наиболее сложными и трудоемкими. При выполнении такой справки следует учитывать типичные ошибки в уточняющих запросах пользователей:
1. Искажение фамилии и инициалов автора.
2. Сокращенное или неточное название книги, периодического издания.
3. Неточный перевод с иностранного языка.
4. Неверное указанны год издания, издательство и др.
Одной уточняющей справкой считается уточнение библиографического описания одного документа. Число проверенных элементов библиографического оисания не влияет на количество справок.
АДРЕСНАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА (АБС) - устанавливает наличие и местонахождение запрашиваемого документа в фонде библиотеки. Главным условием ее выполнения является точное и, по необходимости, полное библиографическое описание документа. Если такового нет, то выполняется сначала уточняющий поиск. Далее необходимо определить соответствующий раздел фонда библиотеки, используя при этом все имеющиеся информационные ресурсы (каталоги, картотеки, электронные каталоги, справочные и библиографические издания и др.) Одной адресной справкой считается одна библиографическая запись, включающая библиографическое описание документа и сведения об его местонахождении. Адресные справки не учитываются, если библиографический поиск документа сопутствует книговыдачи на абонементе.
ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА (ФБС) - представляет собой ответ по существу запроса: точная дата, цифра, цитата, термин и т.д. Фактографический поиск предполагает выявление самих фактов и данных, а не сведения о документах,где эти факты содержаться. Для выполнения данной справки, как правило, используют справочную литературу - энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки. Библиограф обращается к текущей литературе. Одной фактографической справкой считается установление одного фактического сведения (цитата, дата жизни, значение слова и т.д.). Если факт найден в нескольких источниках - учитывается одна справка. Библиографическая консультация - ответ, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использованию читателями путей и средств библиографического поиска (каталоги, картотеки, справочные издания) по теме запроса. Такая консультация дается на разные темы запросов. Так же библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки по всем видам запросов. Пользователь в таком случае становиться участником поиска и преобретает таким образом опыт библиографической работы.
В заключении делаем вывод о том, что при выполнении любой справки, особенно тематической, нужно соблюдать правило - во время запроса между библиотекарем и читателем должен состояться диалог, в течение которого библиотекарь уточняет параметры запроса: целевое назначение материала, хронологические рамки, вид носителя и др. Сотрудник библиотеки может сам выполнить данную справку или выступисть в роли консультанта.